Геническ мебель Воскресенье, 19.05.2024, 08:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Мои статьи [12]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 85

Статистика

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

наш порт
II. Генический порт
Активное освоение земельных территорий юга России требовало рынков сбыта. В Геническе появляются торгующие зерном компании, в 1894 году вступила в строй крупная вальцевая мельница Шапиро. [14] Все это ведет к заинтересованности в увеличении морских перевозок и поднимает вопрос о строительстве в местечке порта. В 1896 году начинаются изыскные работы, и намечается необходимая для его эксплуатации территория. А в 1898 году проведено государственное отчуждение земельного участка, после чего и приступили к работам первой очереди: расчистили естественное гирло и устроили на его трассе судоходный канал и пристань протяженностью 160 м, засыпали низменную часть территории порта, замостили камнем полосы вдоль пристани и соединили с главной грунтовой дорогой. После этого грузооборот порта возрастает с 2-х миллионов пудов (32 тыс.тонн) до 12 миллионов пудов (192 тыс. тонн). Но уже в 1908 году министерство торговли и промышленности приступает к строительным работам второй очереди. [15]
Здесь хочется сделать маленькое отступление и рассказать о человеке, с именем которого тесно переплетается не только история порта, но и всего ГеническЛ.М. Прихненко в форме начальника порта. Погоны на фото отрезаны его женой во избежание придирок со стороны идейных воинствующих мракобесов.
Пятьдесят лет своей жизни посвящает он Геническу. Между тем имя его несправедливо забыто. Леонид Михайлович Прихненко родился 10 августа 1882 года в г. Каменка на Днепре в семье железнодорожника. После окончания Симферопольского реального училища в 1903 году переезжает в Геническ и сразу окунается в его кипучую водоверть. Это он возглавит все работы второй очереди по строительству порта, будет руководить замощением улиц, построит земскую больницу, проложит с мельницы Я.О. Троника керамическую канализацию. С 1913 года по 1917 год он будет начальником Генического торгового порта. Л.М. Прихненко в ходовой рубке иностранного парохода.
Забегая вперед, уже в советский период, хочется сказать, что под его руководством возведут корпуса больницы, здание школы (ныне школа №1), а также помещения многих промышленных учреждений. В тяжелые послевоенные годы ему придется восстанавливать город. Он восстановит и надстроит 2-й этаж здания городской управы (ныне Сельхозуправление), а в пятидесятые, вместе с другими архитекторами, начнет работы по проведению водопровода. Леонид Михайлович был прост в общении и всегда имел то чувство внутреннего благородства, которое вообще было свойственно большинству интеллигенции того времени. Будучи уже немолодым, он нашел в себе силы воспитать двух осиротевших внуков и дать им образование.
Итак, под руководством Л.М. Прихненко на 118,8 м удлиняется свайная пристань, вдоль пролива Тонкого проводятся берегоукрепительные работы. Строятся десять поперечных пирсов, а к пристани прокладывается железнодорожная ветка. Замащиваются камнем подъездные пути к порту по общей длине 6,5 км и ширине 8,5 м. [15]

Причальная линия порта. На переднем плане дети Л.М. Прихненко – Сева и Володя. Фото начала века.
Как же выглядел порт после работ второй очереди? Начинался он там, где сейчас причал рыбзавода, у первой швартовой пушки, а заканчивался у депо.
Это и есть его граница. Причальная линия представляла собой деревянную набережную шириной около пяти метров и длиной 278,8 м. Вдоль нее на равном расстоянии друг от друга были укреплены десять швартовых пушек, отлитых на заводе А.А. Золотарева в Керчи (пушки с клеймами сохранились). Параллельно шел рельсовый путь.

Геническии порт. Справа артезианский колодец. Фото начала века.
Неподалеку от середины причальной линии располагался артезианский колодец. На территории порта находилось здание гидрометеостанции с мачтой штормовых сигналов, несколько керосиновых фонарей, три деревянных амбара и небольшой кирпичный домик с якорями – в нем жил Л.М. Прихненко. Восточная сторона берега от причала укреплялась тремя рядами свай (между ними лежали камни). На запад от причала по кромке гирла, с промежутком В двадцать метров, до самого депо шел ряд спаренных свай. Баржи и суда могли к ним подходить, а загрузка велась по сходням и с поперечных пирсов.
Не в пример нынешнему берегу – грязному, захламленному, с нелепыми браконьерскими ангарами, превратившемуся в обиталище крыс, тот хранил идеальную чистоту и от конца пристани до земского моста скат его был вымощен бутом, а промежутки между камнями залиты известковым раствором и расшиты. Это была настоящая набережная – место отдыха приезжих и геничан.

Фрагмент Генического порта.
В навигационный период днем и ночью жизнь в порту не умолкала. В 1913 году грузооборот порта достигает 25000000 пудов (400000 т) в год, из них 6000000 (96000 т) в каботаже. За границу вывозили зерно, муку, шерсть. В каботаже соль, муку, уголь, дрова и пр. [15] На погрузке ежедневно было занято до 800 человек. Велась она вручную и с помощью паровых лебедок бадьями. Лебедки стали применяться с 1905 года. Сначала грузили с берега на баржи и мелкотоннажные суда, а затем, исключительно вручную – перегрузка на рейде. Люди, выполнявшие такую работу, должны были быть физически сильными, с крепким здоровьем. Труд их оплачивался хорошо. Для разъяснения приведу пример. Если заработная плата квалифицированного рабочего составляла 12-18 руб. в неделю, то грузчик получал за это же время 25-30 рублей, а на недельное содержание семьи из четырех-пяти человек при четырехразовом питании уходило всего 5-6 рублей. [16] Говорят, что именно к грузчикам шло небогатое население брать деньги взаймы. В отдельные дни на Геническом рейде жители насчитывали до 18 иностранных пароходов. Круглосуточно в порту торговали холодной водой с лимоном. Греки и цыгане (сербы) продавали там чебуреки, шашлыки, работало несколько «обжорок»2 и всегда поддерживалась чистота. Работы по углублению и расчистке пролива велись небольшой землечерпалкой под названием «Николай Гора». По линии Геническ–Керчь было установлено, два раза в неделю, регулярное товарно-пассажирское сообщение. [15] Малый рыболовецкий флот, состоящий из мелких фелюг и баркасов, в порту не швартовался, а разгружался на косе (где сейчас детский пляж), возле мостов и на Генслободке.

Мосты. Слева Земский, справа – железнодорожный. За ним видна кладбищенская церковь «Всех святых».

Ледорезы – ровесники дореволюционных мостов. Фото начала 80-х годов.

Последний деревянный мост дореволюционной постройки (бывший железнодорожный, затем шоссейный), выдержал три войны. Фото 80-х годов.
По территории нынешнего рыбзавода шло продолжение улицы Раковского (Свердлова) с каменными домами подрядчика Ф.В.Макарова, рыбака Боловинцева, купца Налетова, братьев Свичкаренко и судовладельца Николая Головко. Кстати, о судовладельцах. Вот имена некоторых из них: Петр Федорович Чуенко имел двухмачтовое судно «Сокол» водоизмещением в 4000 пудов с мотором в 7 лошадиных сил. У Николая Головко была двухмачтовая шхуна «Иоанн» водоизмещением 2000 пудов. Самая большая трехмачтовая шхуна «Орел» водоизмещением в 7000 пудов принадлежала Тарасенко.

Девушки – геничанки. Третья слева – дочь владельца самой большой шхуны.
В настоящее время в его доме располагается контора Генического портопункта. Судно «Фиолент» имел Федор Любченко. Шхуна «Николай» была у небогатого купца Иосифа Александровича Холодкова. Совместно с Печниковым они закупали рыбу, вялили, коптили и поставляли в Одессу и Харьков.
Судно «Мария» принадлежало Артему Ивановичу Оноприенко. Сам он был родом из Киевщины, но однажды, не поладив с каким-то паном, избил его и бежал за границу. Вернувшись в Россию, долго жил на Бирючем. На своем судне из Геническа ходил за табаком в Турцию.
Не менее романтична история появления в нашем городе фамилии еще одного судовладельца – грека Сиропуло. Отец его – греческий мещанин Евстратий, украв себе в Трапезунде невесту-турчанку, поселился в Геническе, где у них родилось пять сыновей и две дочери. Одному из этих сыновей – Сергею и принадлежало двухмачтовое судно «Килькис». Смелый, говорят, был моряк и удачливый.
Весь частный флот состоял из деревянных судов. Эти небольшие шхуны с косым парусным вооружением ходили не только по Азовскому и Черному морям, но и к берегам Турции, Греции. Для справки о скорости. При попутном ветре до Темрюка было сутки хода.
Кроме парусных судов, у грека Маняти был моторный катер «Ольга», а у Паларенца – катер «Работник». Они использовались для буксировки барж на рейд и обратно.
На южной стороне пролива разместился большой рыбацкий поселок из сорока дворов, там же находился док, владельцем которого был грек Никое Антонович Фиоренти. При доке работала кузня с бригадой котельщиков. Среди них высокого класса специалистом слыл грек Панаи. Иногда, по данным Винюкова, для спецремонта из г. Керчи приезжали бригады котельщиков Либермана и Когана. Труд котельщиков оплачивался хорошо. Только за то, чтобы поднести одну заклепку от горна к барже, помощник – мальчишка получал 1 копейку.
Перед первой мировой войной слободской свой дом Никое Фиоренти отдал брату Харлампию, который приехал в Геническ позже, а себе построил двухэтажный с мансардой и балконом (сейчас в нем бухгалтерия портопункта). На первом его этаже была кофейня, на втором – гостиница с четырьмя меблированными комнатами. В этой гостинице и останавливался в 1913 году Дмитрий Ульянов.

Вид на город с Генслободки. В центре Успенский собор с колокольней. Ниже здание гостиницы Никоей (Николая) Фиоренти.
После смерти Никоса руководство доком переходит в руки Харлампия Антоновича.
В конце 1913 года все то же министерство торговли и промышленности утверждает план постройки в Геническе глубоководного порта с расчетом окончания его строительства в 1916 году. [15] Это делало возможным подходить крупнотоннажным пароходам непосредственно к пристани и привело бы к экономии времени и средств, уходящих на транспортировку и перегрузку на рейде. Так как расширение канала предусматривалось за счет границ южного берега пролива, была сделана перепланировка поселка Генслободка. Провели разметку двух улиц, идущих параллельно морю, а возле промоины пробили артезианский колодец. Для защиты восточного берега слободки, вплоть до промоины планировалось забить ряд свай, что превратило бы будущую улицу в набережную. Но планам не дано было свершиться. Грянула первая мировая война, затем революция.
Мрачный послереволюционный период лег на плечи людей тяжким бременем. В апреле 1918 года Геническ оккупировали германо-австрийские войска. [8] После их ухода началась длительная братоубийственная война. Власти сменяли одна другую. С моря угрожали войска Деникина. В 1920 году город регулярно обстреливался кораблями англо-французской эскадры, поддерживавшими наступление барона Врангеля. [8] Говорят, вначале на горизонте появлялось зловещее облачко черного дыма, а уже потом один или несколько кораблей, развернувшись бортами к городу, осыпали его многочисленными залпами из шестидюймовых орудий. Многие здания и постройки подверглись разрухе, в том числе и дом вдовы Фиоренти. Его так не восстановили до первоначального вида. Сама она вскоре вернулась с детьми в Грецию. А Харлампий Антонович, оставив док, до самой второй мировой войны работал перевозчиком на переправе в порту.
Невысокий, плотный старик – он был человеком добрым, очень любящим кдетей. «Пурнай малчик пузом на вода, получишь новая копейка!» – любил подзадоривать он загорелых азовских ребятишек. Часто для своих маленьких бесплатных пассажиров покупал конфеты, и, угощая, сам радовался как ребенок.

Вид на северный берег с Генслободки. Перевоз детей. Фото начала века.
Жизнь в порту теперь надолго замирает. Аж в 1924 году была восстановлена пристань. Грузооборот порта на 1927-1930 годы не превышает 10000 тонн. Да и население города снизилось до 10000 человек, из которых 63% украинцы, 21% евреи и 12% русские. Регулярного пароходного сообщения морем с Геническом нет. [17] В 1930 году проводятся дноуглубительные работы протяженностью 2,5 км с расширением канала до 60 метров при глубине 4,9 м [15] Возрождается и док. Теперь начальником его становится опытный, хорошо знающий корабельное дело Михаил Иванович Махниборода, прибывший в Геническ с Херсонской судоверфи. Относительно нормальное функционирование порта начинается с 1931 года. Но уже не иностранные, пароходы стоят на рейде, а наш каботажный флот. А грузооборот порта больше никогда не дотянется до того высокого уровня, который был достигнут в начале второго десятилетия нашего века.
В 1929-1930 гг. для обеспечения создающихся колхозов горючим, рядом с портовой территорией строится склад «Нефтесиндиката» на несколько баков. Самый большой из них, вмещающий до 150000 пудов горючего, был в войну разрушен, остальные сохранились. В первое время поставка керосина обеспечивалась железной дорогой, в цистернах. Позже – буксирным танкером «Тендра».
В дни войны порт стал основным местом эвакуации. Осуществлялась она транспортными судами «Адлер» и «Червоный казак» и частично местными судами. В этих условиях наиболее ценные суда при плавании в море конвоировались кораблями Азовской флотилии, которые обеспечивали их противовоздушную оборону.[18] Флот также эвакуировался. Крупные суда типа «Андре Марта» и «Менжинского» – ушли в Темрюк, малые были выведены за поворотный буй, на рейд. По сигналу ракеты должны были сняться с якоря и идти на Кубань во главе с капитаном Иваном Михайловичем Махнибородой – сыном начальника дока. Но в связи с тем, что военком Домокуров не дал знака отходу, Махниборода вынужден был для выяснения обстановки подойти к берегу на «Полундре», где и был схвачен фашистами. Лишившись командира, флот рассыпался на две части. Одна вернулась в оккупированный город, другая ушла к своим.
В оккупацию, зимой 1941-1942 гг., когда проходила знаменитая Керченско-Феодосийская десантная операция, фашисты, боясь прорыва советских войск со стороны Крыма,предприняли ряд мер. Прежде всего они надежно заминировали вход в пролив, охватив акваторию от пятого километра до Генического маяка, а также Арабатскую стрелку по линии промоины. Взорвали Бирючинский маяк, разобрали на Генслободке часть крыш, полностью разобрали весь настил причала и повыдергивали часть свай. Взорвали трубу мельницы. При отступлении в 1943 году подожгли док, подорвали две своих, стоящих у дока, баржи «BDB» и на выходе из пролива груженую краской, отрезами шевиота и сукна – баржу «Ferra». Против депо, у южной стороны пролива, подорвали два наших номерных тральщика, которые захватили в Ростове-на-Дону и использовали здесь в своих целях. Позже тральщики были подняты и отремонтированы. Один из них переименовали в «Живучий» и оставили Геническому порту в качестве буксира.
Для того, чтобы читатель хорошо представлял себе масштаб прошлого, хочу несколько слов сказать о нынешних временах Генического портопункта – филиала Скадовского морского порта. С начала века и до середины восьмидесятых годов он не только не увеличился, но постепенно уменьшался. На протяжении всего этого времени, в основном, проводились работы ремонтно-восстановительного характера до тех пор, пока старый причальный фронт полностью не пришел в негодность. Дноуглубительные работы проводились регулярно, а ширина канала составляла 45 м. В конце восьмидесятых годов его начали возрождать заново теперь, уже под непосредственным руководством Александра Васильевича Василенко – моряка по профессии, окончившего в 1958 году мореходное училище имени Седова.
На этом можно было бы закончить, если б не один интересный факт. Жена Александра Васильевича – София Владимировна Василенко приходится внучкой Леониду Михайловичу Прихненко. Внук его, а ее брат, по примеру деда, стал морским инженером и работает в Совгавани. Хотя геничанам он больше известен как прозаик и поет. Правнуки Леонида Михайловича, а сыновья Александра Васильевича, оба окончили Одесскую морскую академию. Вот вам и династия.
Порт сегодня располагает двумя современными причалами длиной 200 м и 164 м. На них установлено пять портальных кранов г/п от 5 до 20 тонн. Железнодорожные весы 150 тонн и автовесы 30 тонн. Из флота – 2 самоходных рейдовых плашкоута г/п 150 тонн каждый, буксир 225 л.с. и плавкран «Блейхерт» г/п 15 тонн. На 1994 год переработка порта составляет 100-150 тысяч тонн. Но при нормальной работе с интенсивным вывозом груза ее можно довести от 500 до 800 тысяч тонн навала (глина, уголь, песок, каолин, сера и т.д.). Но это не грузооборот, а только переработка.

а.

Категория: Мои статьи | Добавил: genicesc (17.04.2007)
Просмотров: 2599 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024